Какая работа должна проводиться с детьми с аутизмом

05 ноября 2015
Просмотров: 1615
Оглавление: [скрыть]
  • Признаки, которые определяют детский аутизм
  • Нюансы взаимодействия с детьми, страдающими аутизмом
  • Стереотипная игра как способ знакомства
  • Взаимодействие с ребенком с помощью сенсорной игры
  • Как проводить занятия для детей с аутизмом

Работа с детьми с аутизмом — важный процесс для адаптации ребенка к внешней среде. Любой человек с рождения взаимодействует с внешним социальным миром. Формирование личности индивида начинается, по большому счету, с того момента, когда он начинает говорить и общаться с другими людьми. У некоторых детей с раннего детства наблюдаются нарушения восприятия и проблемы взаимодействия с окружающим миром. Очень часто такие признаки говорят о том, что у ребенка присутствует ранний детский аутизм. Другое его название — синдром Каннера, при котором наблюдается искаженное восприятие и задержки в развитии, нарушение психологических функций. Они, в свою очередь, со временем приводят к уже новым патологиям. Само слово «аутизм» на греческом языке означает «сам», что характеризует детей, страдающих аутизмом, как замкнутых, сосредоточенных на своем внутреннем мире людей. Больные аутизмом испытывают серьезные трудности при взаимодействии с внешней средой.

Проблема аутизма у детей

Больной аутизмом не может развиваться, как остальные дети. В связи с этим важно не только вовремя распознать аутизм, но и помочь ребенку максимально возможно адаптироваться к внешнему миру, чувствовать себя в нем комфортно. Причины аутизма до сих пор не исследованы до конца. Часть ученых склоняется к мнению, что нарушения происходят при внутриутробном развитии, а другие считают, что аутизм появляется в связи с болезнями детства.

Признаки, которые определяют детский аутизм

К основным из них относят:

Отвержение окружающего мира

  1. Обособленность больного аутизмом от внешнего мира. Трудности, которые человек изначально испытывает в общении с окружающими, являются причиной замкнутости и нежелания иметь контакты с другими людьми. Дети, больные аутизмом, не реагируют на обращения к ним, ни к кому не обращаются сами. На более глубоких стадиях аутизма такие дети не использую жесты, мимику. Они могут полностью закрыться в себе и даже не пытаться наладить контакты с кем-либо.
  2. Отвержение окружающего мира. На ранних стадиях дети могут исследовать то, что вокруг них, но со временем, как правило, перестают интересоваться и этим. Для них становится важно, чтобы происходило как можно меньше изменений. Когда такие дети вырастают, эта проблема встает ребром, ведь взрослому человеку приходится общаться с внешним миром.
  3. Конфликтность и нарушение речи. Дети, у которых присутствует аутизм, конфликтны, эгоистичны. Причем часто замечается, что они умеют говорить, используя художественную речь, но редко могут понимать ее суть и вообще подтекст происходящего.
  4. Сложности в организации взаимодействия. Самая большая проблема в работе с детьми с аутизмом — это то, что они не могут до конца усвоить социальные, двигательные, речевые, ситуационные навыки.
Вернуться к оглавлению

Нюансы взаимодействия с детьми, страдающими аутизмом

Прежде чем начать работу по развитию детей с аутизмом, обязательно нужно знать основные положения, которые помогут сделать эту работу эффективной и не причинят ребенку дискомфорта.

Необходимость ребенка в общении

  1. Аккуратное общение с больным аутизмом на первоначальном этапе. Дети, больные аутизмом, с опаской относятся к людям. Чтобы заполучить расположение, не следует сразу навязывать ему определенные игры и давай конкретные задания. Малыш, как правило, сам при первом общении задаст его вектор, ведь у таких детей изменчивое настроение и эмоциональный фон. Если он попросил вас о какой-то конкретной игре, не отказывайте ему. В таком случае он не замкнется и с ним можно будет продолжить эффективную работу.
  2. Речевая рефлексия. Любое занятие с ребенком с аутизмом обязательно должно сопровождаться речевыми комментариями педагога, лучше всего теми, которые передают эмоции.
  3. Сдержанность. Не стоит забывать, что у детей, страдающих аутизмом, настроение очень изменчиво. Если у больного что-то не выходит и он начал капризничать, не ругайте его, лучше помогите.
  4. Понимание индивидуальности каждого аутиста. Нет детей-аутистов, одинаковых в своем поведении. Нужно быть готовым к тому, что одно и то же задание один примет позитивно, а другой — враждебно. Поэтому нужно понимать индивидуальность таких детей и подстраиваться под нее.
Вернуться к оглавлению

Стереотипная игра как способ знакомства

Страх перед новыми людьмиУ любого педагога уже на этапе знакомства с малышом, больным аутизмом, возникает трудность с установлением связи. Для него педагог — это новый человек, поэтому он стремится обособиться от него, боится. К этой ситуации нужно подготовиться заранее и знать, как наладить общение с больным аутизмом. Обычно ему нужно определенное количество времени, чтобы привыкнуть к новому знакомому. У любого аутиста есть несколько излюбленных игр, в которых он может манипулировать какими-либо предметами. У них есть свои особенности. В ходе игры совершаются поступки, цель и логика которых часто абсолютно не понятны окружающим. Он занимается сам с собой, причем выполняет обычно повторяющиеся действия и манипуляции. Такие игры остаются неизменными по своему содержанию, играть в них аутист может на протяжении долгого времени. Не стоит сразу присоединяться к игре, стоит понаблюдать. При наблюдении нужно заметить повторяющиеся жесты, звуки, которые издает малыш. Необходимо постараться вникнуть в смысл этой игры, чтобы в будущем принимать в ней участие.

Придя к аутисту, останьтесь поблизости и попробуйте понаблюдать за его действиями. Не стоит подходить слишком близко, ведь если человек, страдающий аутизмом, имеет отрицательный опыт в контактировании с людьми, он будет вас избегать.

Начинать принимать участие в играх ребенка можно только после того, как он перестанет негативно реагировать на ваше нахождение рядом.

 

Делать это нужно осторожно и аккуратно. Допустим, он ищет нужную ему деталь — можно ее подать ему. Или, если повторяет какое-то слово, сказать его тоже.

Не нужно торопиться с вашими целями в работе с ребенком-аутистом. В первую очередь вам нужно получить его расположение и доверие. Важно, чтобы благодаря вашим действиям аутист со временем понял, что вас не стоит остерегаться, а можно попросить помощи или рассказать о том, что его волнует. Будьте терпеливы, и все получится.

Вернуться к оглавлению

Взаимодействие с ребенком с помощью сенсорной игры

Польза тактильных игрСенсорная игра — это игра, с помощью которой малыш постигает неизведанные ранее ощущения. Ощущения эти могут быть визуальными, слуховыми и так далее. Используя такие игры в работе с больным аутизмом ребенком, можно установить связь, с помощью которой можно будет проводить дальнейшую работу с ним.

Благодаря таким играм можно наладить хороший доверительный эмоциональный контакт с ребенком, ведь он получит новые ощущения, за которые будет вам благодарен.

Таких игр уже придумано большое количество, главное в них — показать ребенку то, что он еще не видел. В этих играх используются краски, вода, мыльные пузыри, свечи, свет и тень, крупы и многое другое. Можно проводить эти игры со звуками, осязанием чего-либо. Главное, что должно присутствовать в них, — это новизна ощущений у ребенка.

Вернуться к оглавлению

Как проводить занятия для детей с аутизмом

Стоит отложить игру, если ваш подопечный не настроен в нее играть. Степень насыщенности игр стоит увеличивать постепенно, чтобы не испугать ребенка. Если ребенку понравилась какая-то конкретная игра, он будет просить повторять ее. Такая особенность присутствует у детей-аутистов, нужно понимать ее и удовлетворять желание ребенка. Не стоит затягивать занятия для детей, ведь концентрация у аутиста непостоянная, а сложные сюжеты он не в состоянии воспринимать. В силу заболевания он может повторять фразы-штампы. Не игнорируйте их, а повторите. Такой зеркальный способ общения позволит наладить хороший доверительный контакт.

Иногда у ребенка возникает желание обладать каким-то потенциально опасным предметом или совершать действия, которые ему могут угрожать. В таком случае не запрещайте ему это, а замените на что-либо похожее. Пусть малыш сам определяет ход игры, проявляет инициативу, ему в этом не стоит мешать. Аутист может начать совершать различные действия с удвоенной силой: колотить по стеклу, поджигать одну спичку за другой. Если такая ситуация возникла, нужно попытаться переключить его внимание на другое интересное действие.

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет голосов)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ