Вопросом, лечится ли аутизм, ежедневно задаются сотни родителей, детям которых поставили этот серьезный диагноз. Аутизм является сложным заболеванием, затрагивающим нервное и психическое развитие ребенка. В результате данного состояния ребенок полностью теряет способность к социальной адаптации.
Данное заболевание до сих пор является малоизученным. Однако оно продолжает привлекать к себе большое внимание, даже несмотря на достаточное количество информации о нем. На данный момент выработаны отдельные концепции лечения аутизма, которых стараются придерживаться по всему миру.
Для того чтобы правильно назначить лечение аутизма, сперва нужно понять принципы самого заболевания, а также причины, приводящие к его возникновению.
Аутизм — это врожденное общее расстройство нервного развития. Оно характеризуется нарушением возможности ребенка взаимодействовать с окружающим миром и людьми (нарушением способности социально адаптироваться), появлением цикличных действий, так называемых ритуалов. Это заболевание проявляется у ребенка с ранних лет и чаще всего изначально выявляется родителями, которые замечают отсутствие у него интереса к окружающему миру, а также различные симптомы, свидетельствующие о задержке нервного и психического развития.
По словам родителей, такие дети находятся «в собственной скорлупе», замкнуты в себе и практически не реагируют на окружающий мир. Им гораздо легче оставаться в одиночестве, чем с другими людьми, которых дети-аутисты обычно воспринимают как неприятные раздражители.
В последнее время все чаще считают, что причиной аутизма является не столько психогенетическое воздействие, сколько целый ряд различных биологических факторов. В пользу именно биологической теории запуска аутизма у детей свидетельствуют следующие признаки:
К биологическим факторам, способным больше других вызвать развитие аутизма, относят:
Правильная терапия аутизма у детей основывается на принципах индивидуального подхода к каждому ребенку. Любой процесс лечения основывается на процессе взаимодействия между ребенком и врачом, родителями, окружающим миром. Этот процесс двусторонний: происходит обучение как самого аутиста правильно воспринимать окружающий мир, так и ближайших к ребенку представителей окружающего мира правильно взаимодействовать с аутистом. Фактически проводится взаимная реабилитация между обеими сторонами.
Обязательно учитывается уровень интеллекта самого больного. Ребенок с более высоким уровнем интеллекта является хорошим прогностическим знаком для лечения аутизма. Такие дети лучше вовлекаются в подобные программы реабилитации и быстрее обучаются.
Основными методами, используемыми в терапии аутизма, являются:
Не рекомендуется лечить аутизм с помощью методов, которые дают ребенку свободу в развитии. Будет происходить полное подчинение ребенка его особенностям (возникновению постоянного «зацикленного», стереотипного поведения). Таким образом, все методы терапии направлены на своеобразное максимальное приведение поведения ребенка «к общему знаменателю» — борьба с навязчивым стереотипным поведением, нацеливание ребенка на решение определенных задач, закладка необходимого типа поведения.
В зависимости от ребенка и аспекта его личности, нуждающегося в лечении, происходит подбор метода психотерапии.
Так, выбирают отдельные методы, направленные на закладку развития речи, уменьшения самоагрессии, закладку социального поведения, прививание терпимости к окружающим людям и установку необходимых жизненных целей.
Кроме того, аутизм лечится разными методами в различные периоды возраста самого ребенка. На том или ином этапе развития устанавливается акцент на разные методы воздействия:
Применяют и медикаментозные методы в терапии аутизма. В основном они направлены на уменьшение гиперкинетических припадков, перевозбуждения (средства, действующие на психологическое поведение). Используют препараты при агрессивных состояниях (средства, уменьшающие агрессивность, — нейролептики), при отдельных случаях самоагрессивного и саморазрушающего поведения. В основном такая терапия используется в случаях, когда лечить аутизм только психотерапевтическими методами уже невозможно (при запущенных вариантах аутизма с тяжелыми проявлениями) и необходимо присоединение медикаментозного воздействия.
Отвечая на главный вопрос о том, можно ли вылечить аутизм, нужно сказать, что излечить его полностью невозможно. Это объясняется тем, что причина данного состояния до сих пор не изучена. Кроме того, заболевание нарушает большое количество нервно-психических реакций ребенка, что требует проведения крайне кропотливой программы по их восстановлению.
Однако, несмотря на то, что аутизм неизлечим, есть возможность провести частичную реабилитацию поведения ребенка и его последующее социальное адаптирование. Оно подразумевает постоянную работу и взаимодействие с ребенком не только специалистов, но и его родителей. Им необходимо постоянно придерживаться в общении с аутистом определенных тактик, контролировать его и не давать развиться описанным выше приступам цикличного поведения. Кроме того, ребенку с аутизмом нужно уделять пристальное внимание и заботу.
При ранней и правильно назначенной терапии, тщательном контроле и соблюдении тактики общения родителями и представителями ближайшего окружения аутиста, при их доброжелательном отношении к нему удается добиться значительных улучшений в психологическом состоянии ребенка.