Почему возникает и лечится ли аутизм?

18 ноября 2015
Просмотров: 3065

Вопросом, лечится ли аутизм, ежедневно задаются сотни родителей, детям которых поставили этот серьезный диагноз. Аутизм является сложным заболеванием, затрагивающим нервное и психическое развитие ребенка. В результате данного состояния ребенок полностью теряет способность к социальной адаптации.

Проблема аутизмаДанное заболевание до сих пор является малоизученным. Однако оно продолжает привлекать к себе большое внимание, даже несмотря на достаточное количество информации о нем. На данный момент выработаны отдельные концепции лечения аутизма, которых стараются придерживаться по всему миру.

Особенности аутизма

Признаки аутизмаДля того чтобы правильно назначить лечение аутизма, сперва нужно понять принципы самого заболевания, а также причины, приводящие к его возникновению.

Аутизм — это врожденное общее расстройство нервного развития. Оно характеризуется нарушением возможности ребенка взаимодействовать с окружающим миром и людьми (нарушением способности социально адаптироваться), появлением цикличных действий, так называемых ритуалов. Это заболевание проявляется у ребенка с ранних лет и чаще всего изначально выявляется родителями, которые замечают отсутствие у него интереса к окружающему миру, а также различные симптомы, свидетельствующие о задержке нервного и психического развития.

По словам родителей, такие дети находятся «в собственной скорлупе», замкнуты в себе и практически не реагируют на окружающий мир. Им гораздо легче оставаться в одиночестве, чем с другими людьми, которых дети-аутисты обычно воспринимают как неприятные раздражители.

Вернуться к оглавлению

Причины аутизма

Наследственный фактор - причина аутизмаВ последнее время все чаще считают, что причиной аутизма является не столько психогенетическое воздействие, сколько целый ряд различных биологических факторов. В пользу именно биологической теории запуска аутизма у детей свидетельствуют следующие признаки:

  1. Врожденный характер аутизма. Он проявляется уже с младенческого возраста, в отличие от психогенных заболеваний.
  2. Связь между появлением аутизма и перенесенными инфекциями у матери в период беременности (например, краснуха).

К биологическим факторам, способным больше других вызвать развитие аутизма, относят:

  1. Наследственные факторы. Благодаря отдельным исследованиям удалось установить роль наследственности в развитии аутизма. Кроме того, в последних молекулярных исследованиях уже удалось определить отдельные участки генетического кода, которые могут быть ответственны за появление аутизма.
  2. Отклонения в биохимических процессах в тканях головного мозга. Существуют свидетельства о том, что отклонения в производстве веществ, отвечающих за передачу нервного импульса, могут приводить и к развитию аутизма.
  3. Повреждения и нарушения правильного функционирования структур головного мозга. У многих пациентов с аутизмом было выявлено сопутствующее нарушение либо в самой структуре головного мозга, либо в его функционировании.
  4. Нарушения в эмоциональном, когнитивном и речевом развитии. Такие факторы могут объяснять особенности поведения аутичного ребенка, так как невозможность установления им социальных контактов с другими людьми может быть объяснена изначальными (врожденными) особенностями восприятия.
Вернуться к оглавлению

Особенности терапии

Ранняя диагностика аутизмаПравильная терапия аутизма у детей основывается на принципах индивидуального подхода к каждому ребенку. Любой процесс лечения основывается на процессе взаимодействия между ребенком и врачом, родителями, окружающим миром. Этот процесс двусторонний: происходит обучение как самого аутиста правильно воспринимать окружающий мир, так и ближайших к ребенку представителей окружающего мира правильно взаимодействовать с аутистом. Фактически проводится взаимная реабилитация между обеими сторонами.

Обязательно учитывается уровень интеллекта самого больного. Ребенок с более высоким уровнем интеллекта является хорошим прогностическим знаком для лечения аутизма. Такие дети лучше вовлекаются в подобные программы реабилитации и быстрее обучаются.

Основными методами, используемыми в терапии аутизма, являются:

  • методы, направленные на моделирование у пациента правильного поведения (поведенческие);
  • методы, задающие пациенту четкие задания (директивы) поведения (директивный);
  • методы, структурирующие поведение ребенка, систематизирующие его.

Не рекомендуется лечить аутизм с помощью методов, которые дают ребенку свободу в развитии. Будет происходить полное подчинение ребенка его особенностям (возникновению постоянного «зацикленного», стереотипного поведения). Таким образом, все методы терапии направлены на своеобразное максимальное приведение поведения ребенка «к общему знаменателю» — борьба с навязчивым стереотипным поведением, нацеливание ребенка на решение определенных задач, закладка необходимого типа поведения.

В зависимости от ребенка и аспекта его личности, нуждающегося в лечении, происходит подбор метода психотерапии.

Обследование ребенка у врачаТак, выбирают отдельные методы, направленные на закладку развития речи, уменьшения самоагрессии, закладку социального поведения, прививание терпимости к окружающим людям и установку необходимых жизненных целей.

Кроме того, аутизм лечится разными методами в различные периоды возраста самого ребенка. На том или ином этапе развития устанавливается акцент на разные методы воздействия:

  1. С детства главный метод лечения состоит в привлечении родителей и ближайшего социального окружения ребенка-аутиста к терапии. Это объясняется тем, что именно родители продолжают установленные врачом методики общения и программирования поведения ребенка.
  2. В подростковом возрасте тоже крайне важна помощь родителей. Добавляется и необходимость в более пристальной коррекции «зацикленного» поведения и формировании жизненных целей.

Применяют и медикаментозные методы в терапии аутизма. В основном они направлены на уменьшение гиперкинетических припадков, перевозбуждения (средства, действующие на психологическое поведение). Используют препараты при агрессивных состояниях (средства, уменьшающие агрессивность, — нейролептики), при отдельных случаях самоагрессивного и саморазрушающего поведения. В основном такая терапия используется в случаях, когда лечить аутизм только психотерапевтическими методами уже невозможно (при запущенных вариантах аутизма с тяжелыми проявлениями) и необходимо присоединение медикаментозного воздействия.

Отвечая на главный вопрос о том, можно ли вылечить аутизм, нужно сказать, что излечить его полностью невозможно. Это объясняется тем, что причина данного состояния до сих пор не изучена. Кроме того, заболевание нарушает большое количество нервно-психических реакций ребенка, что требует проведения крайне кропотливой программы по их восстановлению.

Однако, несмотря на то, что аутизм неизлечим, есть возможность провести частичную реабилитацию поведения ребенка и его последующее социальное адаптирование. Оно подразумевает постоянную работу и взаимодействие с ребенком не только специалистов, но и его родителей. Им необходимо постоянно придерживаться в общении с аутистом определенных тактик, контролировать его и не давать развиться описанным выше приступам цикличного поведения. Кроме того, ребенку с аутизмом нужно уделять пристальное внимание и заботу.

При ранней и правильно назначенной терапии, тщательном контроле и соблюдении тактики общения родителями и представителями ближайшего окружения аутиста, при их доброжелательном отношении к нему удается добиться значительных улучшений в психологическом состоянии ребенка.

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет голосов)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ