Работа с детьми с аутизмом — важный процесс для адаптации ребенка к внешней среде. Любой человек с рождения взаимодействует с внешним социальным миром. Формирование личности индивида начинается, по большому счету, с того момента, когда он начинает говорить и общаться с другими людьми. У некоторых детей с раннего детства наблюдаются нарушения восприятия и проблемы взаимодействия с окружающим миром. Очень часто такие признаки говорят о том, что у ребенка присутствует ранний детский аутизм. Другое его название — синдром Каннера, при котором наблюдается искаженное восприятие и задержки в развитии, нарушение психологических функций. Они, в свою очередь, со временем приводят к уже новым патологиям. Само слово «аутизм» на греческом языке означает «сам», что характеризует детей, страдающих аутизмом, как замкнутых, сосредоточенных на своем внутреннем мире людей. Больные аутизмом испытывают серьезные трудности при взаимодействии с внешней средой.
Больной аутизмом не может развиваться, как остальные дети. В связи с этим важно не только вовремя распознать аутизм, но и помочь ребенку максимально возможно адаптироваться к внешнему миру, чувствовать себя в нем комфортно. Причины аутизма до сих пор не исследованы до конца. Часть ученых склоняется к мнению, что нарушения происходят при внутриутробном развитии, а другие считают, что аутизм появляется в связи с болезнями детства.
К основным из них относят:
Прежде чем начать работу по развитию детей с аутизмом, обязательно нужно знать основные положения, которые помогут сделать эту работу эффективной и не причинят ребенку дискомфорта.
У любого педагога уже на этапе знакомства с малышом, больным аутизмом, возникает трудность с установлением связи. Для него педагог — это новый человек, поэтому он стремится обособиться от него, боится. К этой ситуации нужно подготовиться заранее и знать, как наладить общение с больным аутизмом. Обычно ему нужно определенное количество времени, чтобы привыкнуть к новому знакомому. У любого аутиста есть несколько излюбленных игр, в которых он может манипулировать какими-либо предметами. У них есть свои особенности. В ходе игры совершаются поступки, цель и логика которых часто абсолютно не понятны окружающим. Он занимается сам с собой, причем выполняет обычно повторяющиеся действия и манипуляции. Такие игры остаются неизменными по своему содержанию, играть в них аутист может на протяжении долгого времени. Не стоит сразу присоединяться к игре, стоит понаблюдать. При наблюдении нужно заметить повторяющиеся жесты, звуки, которые издает малыш. Необходимо постараться вникнуть в смысл этой игры, чтобы в будущем принимать в ней участие.
Придя к аутисту, останьтесь поблизости и попробуйте понаблюдать за его действиями. Не стоит подходить слишком близко, ведь если человек, страдающий аутизмом, имеет отрицательный опыт в контактировании с людьми, он будет вас избегать.
Начинать принимать участие в играх ребенка можно только после того, как он перестанет негативно реагировать на ваше нахождение рядом.
Делать это нужно осторожно и аккуратно. Допустим, он ищет нужную ему деталь — можно ее подать ему. Или, если повторяет какое-то слово, сказать его тоже.
Не нужно торопиться с вашими целями в работе с ребенком-аутистом. В первую очередь вам нужно получить его расположение и доверие. Важно, чтобы благодаря вашим действиям аутист со временем понял, что вас не стоит остерегаться, а можно попросить помощи или рассказать о том, что его волнует. Будьте терпеливы, и все получится.
Сенсорная игра — это игра, с помощью которой малыш постигает неизведанные ранее ощущения. Ощущения эти могут быть визуальными, слуховыми и так далее. Используя такие игры в работе с больным аутизмом ребенком, можно установить связь, с помощью которой можно будет проводить дальнейшую работу с ним.
Благодаря таким играм можно наладить хороший доверительный эмоциональный контакт с ребенком, ведь он получит новые ощущения, за которые будет вам благодарен.
Таких игр уже придумано большое количество, главное в них — показать ребенку то, что он еще не видел. В этих играх используются краски, вода, мыльные пузыри, свечи, свет и тень, крупы и многое другое. Можно проводить эти игры со звуками, осязанием чего-либо. Главное, что должно присутствовать в них, — это новизна ощущений у ребенка.
Стоит отложить игру, если ваш подопечный не настроен в нее играть. Степень насыщенности игр стоит увеличивать постепенно, чтобы не испугать ребенка. Если ребенку понравилась какая-то конкретная игра, он будет просить повторять ее. Такая особенность присутствует у детей-аутистов, нужно понимать ее и удовлетворять желание ребенка. Не стоит затягивать занятия для детей, ведь концентрация у аутиста непостоянная, а сложные сюжеты он не в состоянии воспринимать. В силу заболевания он может повторять фразы-штампы. Не игнорируйте их, а повторите. Такой зеркальный способ общения позволит наладить хороший доверительный контакт.
Иногда у ребенка возникает желание обладать каким-то потенциально опасным предметом или совершать действия, которые ему могут угрожать. В таком случае не запрещайте ему это, а замените на что-либо похожее. Пусть малыш сам определяет ход игры, проявляет инициативу, ему в этом не стоит мешать. Аутист может начать совершать различные действия с удвоенной силой: колотить по стеклу, поджигать одну спичку за другой. Если такая ситуация возникла, нужно попытаться переключить его внимание на другое интересное действие.