Негативные последствия профессионального стресса заключаются в нарушении деятельности почти всех систем организма. Частое эмоциональное напряжение на рабочем месте приводит к развитию заболеваний, физическому и психическому истощению, уменьшает уверенность в собственных силах, снижает производительность труда.
Профессиональный стресс — это напряженное состояние человека, которое возникает при воздействии различных экстремальных факторов, связанных с трудовой деятельностью. Находясь в этом состоянии продолжительное время, работник теряет мотивацию и интерес к работе, становится неудовлетворенным, старается меньше находиться в коллективе, а иногда и вовсе увольняется.
Под определением профессиональный стресс подразумевается эмоциональное напряжение сотрудника, которое вызвано его трудовой деятельностью. Это состояние не обязательно связано с какими-то внезапными экстремальными или неприятными ситуациями. Напряжение может накапливаться годами, и затем перерасти в серьезную и продолжительную депрессию. Причин развития профессионального стресса несколько:
Профессиональный стресс может возникать у работников, деятельность которых напрямую связана с большим количеством общения и информационных перегрузок. Многие люди не умеют противостоять агрессии и нападкам, которым они подвергаются со стороны недовольных клиентов. Такое эмоциональное напряжение часто приводит к неудовлетворенности своей работой и увольнению.
Каждый руководитель должен заботиться о здоровом психологическом климате своей компании. Спокойный, сдержанный и общительный сотрудник вселяет доверие и располагает клиентов, тем самым повышая эффективность деятельности всего предприятия.
Частые экстремальные и конфликтные ситуации на работе приводят к нервному напряжению сотрудников, что способствует разъединению коллектива и разладу совместной деятельности.
Последствия профессионального стресса в трудовой деятельности делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся проявления стресса, которые лишь затрудняют выполнение профессиональных обязанностей: быстрая утомляемость, депрессия, появление проблем с адаптацией.
Вторичные последствия возникают при отсутствии психологической или медицинской помощи, при недостаточной поддержке родственников и коллег. Такие стрессовые проявления существенно препятствуют качественному выполнению работы, а иногда делают ее вовсе невозможной. К вторичным состояниям относятся:
Получить стресс на работе достаточно просто. Хороший менеджер должен иметь навыки управления персоналом, не создавая при этом конфликтных ситуаций. От стабильного внутреннего состояния сотрудников зависит трудоспособность коллектива и успех компании.
Частые и длительные стрессы отрицательно влияют на здоровье человека. Они являются решающими факторами воздействия на появление или обострение многих болезней. Последствия, к которым приводит профессиональный стресс, могут быть самыми серьезными:
Особого внимания заслуживает травматический стресс и его последствия. При отсутствии необходимой медицинской и психологической помощи у травмированного человека могут возникать разные фобии, неврозы, которые надолго выбивают его из нормальной жизни.
Если стрессовых ситуаций на работе невозможно избежать, необходимо научиться предупреждать или хотя бы справляться с ними. Каждый человек может контролировать свое психологическое состояние и строить собственную программу защиты от стрессов. Повысить устойчивость к стрессам помогут несложные правила:
Если вы все-таки подверглись стрессу на рабочем месте, не следует оставлять эту ситуацию без внимания, тем самым можно только усугубить проблему. Придя домой, постарайтесь все проанализировать: точно определите причину стресса, подумайте, насколько значимо для вас то, что произошло. Если значимо, то ищите способ решения проблемы, если произошедшее не очень важно — забудьте и живите дальше своей жизнью.
Старайтесь проще относиться к жизни, смотреть на любую ситуацию со стороны и находить в каждой проблеме положительные моменты.
Если избавиться от стресса самостоятельно нет возможности, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту. Помните, что люди, которые умеют владеть собой, работают успешнее и эффективнее и поэтому добиваются больших успехов в карьере.