Панические атаки у детей характеризуются отдельными эпизодами, длительностью около 20 минут каждый. Появление страха и тревоги известно всем людям, но если подобное состояние возникает регулярно и пациент при этом не в состоянии контролировать происходящее, то здесь имеет место серьезное устойчивое расстройство.
Возникновение чувства страха является проявлением нормальной реакции человеческого организма на пребывание в стрессовых ситуациях. В нормальном состоянии чувство тревоги отступает после ликвидации первопричин. Но, как показывают результаты многих исследований, около 4% населения подвергаются регулярным паническим расстройствам. И среди этой категории пациентов значительную долю занимают дети.
Возникновение панических атак у ребенка может быть спровоцировано различными шоковыми и субшоковыми психическими травмами, способными вызвать состояние острого испуга или затяжных психотравмирующих ситуаций.
Многие факторы, способствующие заболеванию, состоят из внутренних и внешних условий. Первая категория представлена тревожно-мнительными чертами характера и проявлением психической незрелости, под которой следует понимать повышенную впечатлительность и внушаемость. Определенная роль отводится и рецессивно-генетической передаче от родителей.
Паническая атака может быть спровоцирована нарушениями вегетативной регуляции, натальными и постнатальными травмами, нейроинфекциями, интоксикацией, переохлаждениями, чрезмерными физическими нагрузками.
Панические атаки у ребенка могут развиться также на фоне семейных проблем. Все ссоры, происходящие между родными, могут навсегда оставить след на детской психике.
Как утверждают специалисты, возникновению панических атак больше подвержены лица, у которых слишком слабая система защиты от стрессов с недостаточным количеством гормонов, отвечающих за противостояние физическим и эмоциональным перегрузкам.
Для панических атак зачастую характерно спонтанное возникновение, но со временем дети могут начать связывать эти процессы с некоторыми внешними условиями.
Так, довольно часто панические атаки развиваются на фоне такого расстройства, как агорафобия. Под этим недугом подразумевается страх оказаться в месте или в условиях, из которых крайне сложно выбраться. Дети с данным недугом не желают посещать школу, общественные места или выполнять любые другие обычные виды деятельности.
Клиническая картина заболевания характеризуется приступообразностью панических состояний. Приступы могут продолжаться от 10 минут до нескольких часов. Ребенка начинает одолевать паника и страх, сопровождающиеся продолжительными беспокойными движениями и различными расстройствами соматоневрологического характера, представленными сердцебиением, потливостью, затрудненным дыханием, неприятными ощущениями в груди, появлением дрожи.
Старшим детям во время приступов свойственна чрезвычайная ипохондричность. Их начинает тревожить чувство страха относительно возможной остановки сердца, нехватки воздуха, затрудненного глотания. Детей начинают пугать ошибочные догадки о тяжелых заболеваниях, приближающейся смерти. Подобные страхи в скором времени передаются родным и близким.
Второстепенные признаки, сопровождающие панические атаки:
Часто завершение приступа сопровождается повышенным выделением мочи.
В зависимости от продолжительности приступов, ребенка могут беспокоить различные симптомы. Так, при приступах, длящихся несколько минут, ребенка одолевают чувство недомогания, головная и лицевая боль, дурнота, болезненные ощущения в сердце, бледность кожи, тошнота, повышение потливости, изменение сердцебиения и нарушение дыхания.
При более продолжительных приступах симптоматика дополняется нарушениями работы ЖКТ, общемозговыми и очаговыми неврологическими расстройствами.
Наиболее тяжелым является первый панический приступ, для которого характерны ярко выраженный аффект и повышение артериального давления. Некоторые пациенты во время первого приступа сталкиваются даже с потерей сознания. Симптоматика последующих приступов не столь ярко выражена.
Определением подобных проблем занимаются психологи и психотерапевты. Для постановки правильного диагноза специалисту предстоит предварительный анализ симптомов, на которые указывает пациент. В данном случае будет необходима следующая информация:
Для диагностики специалисту также может понадобиться дополнительная информация, которую он сможет получить посредством неврологического осмотра. Но в период между приступами довольно сложно обнаружить отклонения неврологического характера. Приступы же сопровождаются расширениями зрачков, изменением сердечного ритма и дыхания.
Лечение панических атак направлено на облегчение протекания приступов.
Во время приступов следует попытаться успокоить ребенка и объяснить ему, что для тревоги нет серьезных причин. В некоторых случаях может понадобиться пакет из целлофана или бумаги для дыхания в него. Подобные действия облегчают симптомы головокружения и придают ощущения легкого опьянения, которое возникает из-за увеличения количества кислорода в крови при частых и глубоких вдохах.
Зачастую приемам поведенческой терапии должны предшествовать методы медикаментозного лечения, которые помогают контролировать панические приступы у ребенка. Эффективные препараты представлены, к примеру, бензодиазепинами. Но в последнее время их использование теряет популярность. Это обусловлено способностью лекарства оказывать неблагоприятное воздействие на способность к обучению и запоминанию информации.
Назначать лечение и лекарства должен исключительно специалист. Продолжительность приема препаратов может колебаться от нескольких месяцев до года. Все зависит от тяжести состояния больного ребенка.
Не следует затягивать с лечением панических атак, которые могут стать причиной развития более серьезных проблем психологического и социального характера.
Так как ребенок опасается повторения приступов, он начинает ограничивать себя в передвижениях и избегать мест скоплений значительного количества людей, езды в общественном транспорте, посещения школы и встреч с одноклассниками и друзьями.
Длительное пребывание в условиях постоянного напряжения чревато тем, что ребенок может окончательно замкнуться в себе и впасть в состояние депрессии, потерять интерес к происходящему вокруг.
Чтобы предотвратить возникновение у ребенка столь серьезной проблемы, необходимо внимательно следить за его психическим и физическим здоровьем и не оставлять наедине с проблемами и разногласиями, возникающими в школе или в стенах дома.
Для детей, которые слишком эмоционально переживают все происходящие события, не лишними будут сеансы психотерапии, позволяющие разрешить внутриличностные конфликты.
Также ребенка следует приучить к регулярному выполнению различных физических упражнений. Как показывают результаты многих исследований, это значительно сокращает риск возникновения подобных расстройств.